Главная

 




   
   
 

Главная

Прощальная

გვიყვარხარ,
გვახსოვხარ,
გვენატრები

Тебе, единственной посвящаю

Галерея

Научные Труды

Турбо Паскаль
Искусственный интеллект

От редактора

Замечательный учебник для студентов

Вместо пролога

 


 
      
     
 


ТЕБЕ, ЕДИНСТВЕННОЙ ПОСВЯЩАЮ

____Отрывки  из книги: "ЧЕЛОВЕК, УМЕЙ ЛЮБИТЬ И ЖЕРТВОВАВАТЬ», которая готовится к печати
и посвящается памяти Кетино Панчвидзе.

 


Ты искала вечное и абсолютное в этом противоречивом и ненадежном мире, где всюду царит неопределенность и решающую роль играет случай. Открытая перед всеми, как перед богом, честная и искренняя в своей открытости, ты без всякой защиты шагала в жизни и не обращала внимания, что это опасно очень.
Не умевшая лгать, ты могла вынести любую правду, смертельными были для тебя только лицемерие, неверность и ложь. Ты никогда не требовала от жизни больше, чем заслуживала, но не могла терпеть, когда не отдавали тебе должное и, удивлялась когда победителями в жизни выходили только корыстные и злые.
Видя, как люди, лишившиеся добродетели, разобщались в жизни и не могли соединиться в одном прекрасном и священном порядке божественного целого, ты пыталась сохранить уверенность, что когда – нибудь они все-таки смогут сделать что-нибудь вместе. Но, наблюдая, как легко и быстро человек способен превратиться в животное и страдая от разгула безнравственности и лжи, ты стала задумываться о бессмысленности жизни. Ты знала, что человек, потерявший способность любить и жертвовать, не сможет найти свой священный путь к Богу, не станет он рисковать собой и своим благом, не отважиться на борьбу с дъяволом и в прекрасной творческой свободе не сумеет никогда сделать свой возвышенный и рыцарский выбор.
Не умевшая любить презирая, ты хотела только восхищаться человеком, хотела верить в него и не могла мириться с несовершенством его сущности; жизнь же, назло, показывала тебе, что человек безнадежно испорчен, а мир почему –то устроен ещё так, что все в нем движется не в том направлении и постоянно происходит то, чего не надо. Твой протест был вызван не отсутствием счастья в твоей жизни, а разуверенностью в его существовании в мире.
Смерть либо надо полностью презирать, если она погашает дух, либо её даже надо желать, если она ведет его туда, где он станет вечен» (Цицерон).
Ты сделала свой выбор, присоединилась к вечности и ты, как вечность и тайна, стала моим религиозным идеалом; особенную значимость приобрели для меня теперь духовные ценности и божественная сущность мира. Я хочу понять этот мир и то, почему допускается в нем такое? Почему честность, правдивость и искренность наказуемы в нем, а человек, любящий свободу и стремящийся к счастью, оказывается всегда обманутым, обречен на страдание и никогда не получает своего в жизни?
Джайны говорили, что жизнь человека, достигшего совершенства, не нуждается в продолжении; самоубийство для него естественное завершение земного сушествования; к тому же, по их словам, «люди твердого характера бросаются на меч или в пропасть, избегающие страдания – в морскую пучину;  люди пылкого нрава бросаются в огонь». У тебя, при твоей хрупкости и воздушности, был твердый характер; ты спокойно, с  грустной  и чуть виноватой улыбкой пошла на это.
О! Эта сжимающая мне сердце улыбка – улыбка самоубийцы – в последнее время  не сходила с твоего лица; она говорила о твоем ужасном одиночестве и о том, что вся твоя вера и все твои мечты разбились вдребезги  и потеряли цену.
____Ты пыталась отличить добро от зла, верить в существование справедливости, нравственного закона и в то, что человек умеет любить и жертвовать; но реальные черты человеческой природы и нечеловечность самого человека открыли тебе пугающие стороны жизни и ты почувствовала все болезни нашего века. Стирающие нравственные ценности    пороки человека: зависть, эгоизм и жестокость заставили тебя увидеть этот мир с ужасной и с варварской стороны и поставили тебя перед страшным и решающим выбором в жизни: либо разрешить окружающим убивать себя, либо самой убивать других....
____И стала ты тогда с жадностью читать и перечитывать Германа Гессе... Он говорил о том, что все представления о добре и зле и о главных нравственных ценностях, всякая готовность человека к страданиям и жертвам ради своих принципов и веры, являются лишними в этой жизни и тому, кто не поверит в это, не миновать здесь гибели.
____Eго «Степной волк» стал твоей настольной книгой и бросают меня сегодня в дрожь подчеркнутые тобой в этой книге строки: «Мир не требует от тебя никаких подвигов  и жертв....Жизнь это не величественная поэма с героическими ролями и всяким таким, а мещанская комната, где довольствуются едой и питьем кофе и вязанием чулка.... А кому нужно и кто носит в себе другое, нечто героическое и прекрасное, тот дурак и Донкихот».
____Страшны и беспощадны его слова: « Тебе нельзя быть иным, чем  ты есть, ты всегда стремишься к великому  и вечному и никогда не довольствуешься красивым и малым.... ты слишком требователен и голоден для этого, простого, ленивого, непритягательного сегодняшнего мира, он отбросит тебя, у тебя на одно измерение больше, чем ему нужно...» и ещё: «Кто хочет сегодня жить и радоваться жизни, тому нельзя быть таким человеком,.... кто требует вместо пиликания – музыки, вместо удовольствия – радости, вместо баловства – настоящей страсти, для того этот славный мир – не родина.»
____Какая неслыханная боль звучит в том, что он пишет: «Как это понимать, что люди с одним лишним измерением не могут здесь жить? В чем тут дело? Это лишь в наше время так? Или так всегда было?....Всегда так, всегда мир только для политиков, спекулянтов , лакеев и кутил, а людям нечем дышать... Всегда так было и всегда так будет;  время и мир, деньги и власть принадлежат мелким и плоским, а другим, действительно людям, ничего не принадлежит. Ничего, кроме смерти".
____Ты заболела этой болезнью века, болезнью, которой, по словам  Гессе, «охвачены как раз сильные, наиболее умные и одаренные.» Отчаяние и драматизм человеческого бытия, неопределенность, безысходность  и состояние неуверенности вызвали в тебе мучительное чувство одиночества и потерю страха смерти.... Тебе расхотелось жить тогда, когда убедилась, что люди могут пасть ниже любого животного, когда мелкая возня ихней поверхностной духовности, вся эта глупость и грубость сожгли твою волю, уничтожили вкус жизни и заставили тебя ощутить, что внутри этого мира ты чужая.
____На вопрос, где он предпочел бы жить, Бодлер ответил : «В любом месте, лишь бы оно было вне мира»...
____Шопенгауер пишет: «Человек живет и существует либо добровольно,т.е. по собственному согласию, либо помимо своей воли... В последнем случае такое существование,отравленное неминуемыми горестями, представляло бы собой вопиющую несправедливость»... Ты могла жить только по собственному согласию, ты не была способна жить помимо своей воли...
____«Если не остается другого средства уйти от страдания, кроме смерти. то её тогда надо принять спокойно, как всякое другое лекарство» - говорят стоики.
____Не научившись быть довольной собой в постоянной борьбе с нечеловечностью человека и не видя смысла в такой жесткой и уродливой жизни, ты приняла свободу как смерть и усмотрела свою цель лишь в саморазрушении и гибели...  Слабость ли это?
____Смерть – самое величайшее из всех зол – переход в небытие, когда полностью уничтожается и исчезает  индивидуальность или начало другой, новой неизвестной и непонятной для нас жизни? Говорят, индусы придавали богу смерти Яма два лица: одно – страшное, пугающее, а другое – очень ласковое и доброе.
____Тайна творения – самая жгучая тайна мира; человека сжигает страсть понять загадку бытия: Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?...Способен ли человек быть человеком или, как говорит Салин, «Человек настолько же человек, насколько курица птица?» т.е. насколько курица умеет летать?
____Не тиран ли человек и не лишен ли он вообще всякой нравственной значимости? Хотелось бы верить, что это не так, что человек – это личность, ответственность, воздержание и культура общения с миром... Но почему тогда человек умный и одаренный, человек отнюдь не слабый и привыкший думать острее других, ощущает незащищенность, непрочность своего существования и раньше всех остальных тонет в этой жизни? Почему именно его, думающего и одаренного, окружают чаще мраком кризисные, противоречивые и не поддающиеся никакому разумному объяснению явления мира и выражая абсурдную суть времени, запутывают его в своих действиях и больше чем другим усложняют ему жизнь?
____Настоящим адом для такого человека становится жизнь при столкновении двух культур, когда  утрачиваются старые ценности и встает проблема введения новых; во время такого перехода разлагается общество и начинается разгул безнравственности, беззакония и лжи. Ты оказалась именно в таком круговороте жизни, когда потеряли ценность все твои нравственные принципы и мучительно сложным стал выбор: против чего следует восстать, против своей природы или против окружающих и их нравов?
____Ты верила в способность человека, что умеет он любить и жертвовать, а вместо этого  видела, как люди грабили, убивали и проедали друг друга в жизни. Можно ли винить тебя за то, что не сумела ты противостоять этой дикой реальности и не смогла выжить там, где всякая деятельность принимала форму торговой сделки и выворачивая наизнанку весь мир красоты и нравственности, превращалась  в нечестную биржу, монополизированную отдельными группами людей.
____Твоя природная искренность и честность не выдержали всей грубости и мерзости нашей жизни и этот мир, носящий в себе разрушительное начало, мир, погрязший в бездну аномальных отношений и лжи, вызвал в тебе душевный надлом и умертвил жизненные силы. Грех ли, что не справилась ты с этим?
____Человеку приятно верить, что наше рождение не является началом нашего бытия и смерть наша также не  означает нашего полного уничтожения; что мы были и будем всегда. Шопенгауер пишет: «Я знаю, если  я стану серьезно уверять кого – нибудь, что кошка, которая в эту минуту играет на дворе, это ещё та самая кошка, которая три столетия назад выделивала те же шаловливые прыжки – то меня сочтут бузумным, но знаю и то, что гораздо безумнее полагать, будто нынешняя кошка совсем другая, нежели та, которая  жила триста лет назад... Это необъяснимое существо, взятое в целом, не может обращаться в ничто; с другой стороны, оно проходящее.... вечность его идей(рода) находит свой отпечаток в конечности индивидуума, в котором мы имеем каждый раз другое существо.»
____А Паскаль говорит: «Все создано и определено единым творцом и зерно, посеянное в тучную землю, плодоносит; природа беспрестанно повторяет себя и таким образом получается своего рода бесконечность и вечность.»
____Это вечный процесс смены рождения и смерти, а род при этом предстает  перед нами как нечто сущее и неизменное. «Свойства   родителей возрождаются в детях и поэтому можно сказать, что они преодолели смерть» - пишет Шопенгауер и ещё: «Мы в гораздо большей степени составляем с миром одно, чем это обыкновенно думают»...
____А ведь это правда, ты действительно продолжаешь жить и существовать назло смерти. Вот твой сын, он все больше и больше становится похожим на тебя : твои глаза, твоя улыбка, твои движения рук...С каждым днем всё сильнее восстанавливается передо мной твой образ и думается мне, что ты спаслась, преодолела смерть, ты победила, выжила в этом бесконечном круговороте жизни, ты сохранилась вопреки всем процессам возникновения и исчезновения; это ты светишься в глазах твоего мальчика, твоей  самой прекрасной сущности не коснулось уничтожение, не проглотила тебя  грядущая волна небытия, ты осталась недосягаемой для смерти, ты сохранилась в главном, ты сохранилась в своей истинной сущности, ты не ушла  из мира, ты только растворилась в нем, ты стала безвременной и вечной и теперь  ты всегда рядом, ты моя светлая устремленность к пределам этого мира, моя единственная возможность покинуть мучительную реальность, мое сокровенное желание погрузиться в созерцание главной причины Вселенной, великой божественной сущности, тайнственной сущности мира, которая одна только способна подбодрить человека, сделать его сильным и поддержать в нелегком существовании в жизни. Это и есть, наверное, просветление благодатью, это есть вхождение в общение живых и умерших.
____Великая восточная мудрость успокаивает человека; она пропитана привлекательной идеей бессмертия душ  -  красивой убежденностью, что не можем мы выпасть из бытия, что мы обречены в нем на вечное существование, так как родовая сущность – истинная сущность и главная ценность мира – в человеке неразрушима и не подлежит уничтожению; она вечна, безвременна и нетленна.
____Но как помочь мне твоему сыну, как вырвать его из страшного настоящего и дать силу, облегчение и  бодрость? Как открыть ему мировое окно в бесконечную жизнь природы и ввести  его в новое бытие, где нет разницы между счастьем и горем? Как помочь ему уловить явление вечности  на земле и приобщиться  к великой сущности прекрасного, вечнозначимого идеала? Как сделать так, чтобы научился он воспринимать  природу изнутри, смог обнаружить и любить в себе тебя и, главное, убедиться в том, что сам является носителем мира и твоей истинной сущности тоже. Как помочь ему чувствовать и видеть то  доброе и благородное, что светится нынче от тебя, выработать в нем привычку радоваться этому свету и сделать так, чтобы никогда не страдал он от страшного, угнетающего чувства одиночества и бессмысленности жизни. Как выполнить мне свой долг и наполнить ему душу чувством прекрасной возвышенности, которое рождает тайнственнаа внутренняя красота мира – истинная сущность Божья, которой чуждо всякое дурное и преходящее и которой одной присущи нетленность  и вечность. Как  сообщить  ему то, для него самое страшное и горькое, что отныне это единственная  возможность быть с тобою вместе.

Гильда Сихарулидзе (Мать)  

 

Главная

 
     
     
     


Hosted by uCoz